Ассоциация автошкол Удмуртской Республики

Реклама автошколы признана недобросовестной: почему?

Одно из самых уязвимых мест в рекламе автошкол связано с неправильным употреблением слов «кредит», «медкомиссия» и «страховка».

 На одну из петрозаводских автошкол поступило заявление в региональное управление Федеральной антимонопольной службы с жалобой на недобросовестную конкуренцию. Поводом послужили объявления, размещенные автошколой в местных СМИ. Помимо общей информации, которая могла бы заинтересовать будущих учеников, в объявлениях говорилось и о неких специфических условиях – в частности, «своя медкомиссия» и «кредит и рассрочка оплаты за обучение». Именно это и стало поводом для вмешательства УФАС.

 Как установила комиссия, данные выражения в рекламе своих услуг автошкола употреблять не имела права.

 По мнению УФАС обыватель, прочитав о том, что в образовательном учреждении образования есть «своя медкомиссия», решит, что автошкола сама предоставляет медицинские услуги, то есть имеет соответствующую лицензию, врачей в штате и оборудование в кабинете, что в свою очередь, создаст ей в глазах потребителя конкурентные преимущества по сравнению с другими автошколами. На деле это, разумеется, не так. Руководство учреждения имело в виду, что у автошколы есть договор с медицинским учреждением, которое принимает ее учеников на неких привилегированных условиях – в данном случае со скидкой. Но потребитель решит иначе, а значит, будет введен в заблуждение.

 Что касается «кредита и рассрочки», то здесь ситуация сложнее. Когда речь идет о рассрочке, то никаких претензий быть не может – это не услуга, а условие, никаких разрешительных документов не требующее. А вот кредитование - это уже финансовая услуга и лицензированный вид деятельности.

 С одной стороны, автошкола не является финансовым учреждением, выдающим кредиты – а значит, не имеет права рекламировать эту услугу. Скорее всего, в рекламе подразумевался не банковский кредит, а с советских времен устоявшееся выражение «в кредит» - то есть сначала услуга, потом оплата. Но законодательство трактует это понятие четко, и тут никаких «мы имели в виду» не допускается.

 Впрочем, фирме повезло: как установила комиссия, никаких кредитов автошкола выдать не успела и никаких договоров с банками на предоставления своим клиентам займов не заключала. То есть никаких преференций фирма не получила – а значит, как говорится в заключении комиссии, сделать вывод о нарушении рекламного законодательства не представлялось возможным.

 Зато антимонопольщики нашли в рекламе автошколы еще одно нарушение, в жалобе не фигурирующее. В числе предлагаемых услуг значилась и «страховка учеников на период обучения». Согласно вводам комиссии, это предложение привлекает внимание людей к услуге по добровольному коллективному страхованию от несчастных случаев, формирует к ней интерес и способствует ее продвижению на рынке – а значит, является рекламой страховой услуги. Но при этом в объявлении не было указано наименование организации страховщика – а это уже нарушение закона.

 В результате рекламу автошколы признали ненадлежащей и возбудили дело об административном правонарушении.

 Забавный нюанс: вместе с автошколой нарушителем был признан и распространитель рекламы. Главный редактор журнала, где были опубликованы объявления, признала, что не затребовала у клиента лицензий на все виды деятельности, которые тот упоминал.

 Практическая рекомендация

 Указывая в своей рекламе дополнительные (бонусные) услуги, обязательно ставьте рядом с этими услугами полное наименование контрагента эти услуги оказывающего. Таким образом, после слова «кредит», надо обязательно написать, что- то вроде – ОАО Банк «Трехлитровый». Обратите внимание, что название должно быть полным! То есть с указанием формы собственности.

Новости