Ассоциация автошкол Удмуртской Республики

Любитель и профессионал

Чем должны отличаться навыки и компетенции водителя легкового автомобиля, который нанимается на работу от навыков и компетенций водителя который возит свою жену или тещу? Почему должны отличаться эти навыки?

 Теоретически не должны. Но ведь на практике навыки у всех различные.

 Так вот, теща или жена, лично знают водителя и могут выбирать – ехать с ним или лучше на такси. Это их решение и ответственность за него они несут сами. Например, они могут отважиться поехать с мужем (зятем) в гололед на другой день после получения им прав. Вольному – воля. И ответственность.

 Когда же вы садитесь в «официальное» такси или в автобус, Вы предполагаете, что за рулем квалифицированный человек, профессионал. Да и выбора у вас, зачастую нет. Обстоятельства заставляют ехать (на работу, по делам и т. п.).

 Поэтому государство, присваивая человеку профессию, гарантирует тем самым некий уровень качества профессионализма.

 Так должно быть. А как на самом деле?

 Можно выполнять определенные действия, не будучи профессионалом.

 Можно построить дачу, не будучи строителем-профессионалом.

 Можно содержать огород и сад, не будучи профессиональным агрономом.

 Можно сварганить себе персональный сайт, не будучи профессиональным программистом.

 Можно возить жену на дачу, не будучи профессиональным водителем.

 А можно получить профессию «строитель», «агроном», «водитель».

 Согласитесь, в уровне специальной подготовки профессионалов и непрофессионалов мы изначально предполагаем разницу. Иначе, зачем тогда учиться на строителя, агронома, водителя? Пришел бы любой человек на стройку, заявил, что умеет варить металл, и этого было бы достаточно. Нет, будь добр, подтверди документально, что ты – сварщик N-го разряда.

 Поэтому существует понятие «Профессия».

 Из толковых словарей.

 Профессия (лат. professio), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

 Профессия — это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию.

 Профессия — род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.

 Профессия по словарю синонимов: Профессия – специальность, ремесло.

 Понятно, что любая профессия предполагает выполнение как очень простых, так и очень сложных работ. Конкретно по водителю для наглядности возьмем категорию «СЕ». Сюда попадают и ЗиЛ-«Бычок» с прицепом «Тонар» и МАЗ с двухосным прицепом на 5 тонн.

 И наверное, управление автомобилем с прицепом, загруженным объемным, но легким грузом в хорошую погоду серьезно отличается от управления МАЗом, груженным бетонными блоками в гололед?

 Причем это может быть перевозка на дальние расстояния, по российским дорогам. Очевидно, что в этом случае дополнительная подготовка, предполагающая знание правил перевозки грузов, психологическая подготовка, понимание технического устройства транспортного средства и элементарные навыки первой помощи и самопомощи является обязательной именно для профессионала.

 Однако «Бычок» с «Тонаром» может быть в собственности и у любителя. Любитель сам оценивает свои силы, прежде чем отправиться или не отправляться в рискованную дорогу. У профессионала такого выбора нет. Это его работа, его трудовая обязанность.

 С этой категорией, так же как с «D» (автобус) все более или менее понятно. Все-таки, здесь до сегодняшнего дня в основном трудились профессионалы.

 С категорией «В», где львиная доля водителей – «частники», на самом деле все то же самое. Просто немного непривычно. Действительно, доставка директора на переговоры немногим отличается от доставки тещи на рынок. Хотя и здесь различия есть. Тещу в кромешной тьме и в пургу можно и не возить, подождет. А вот переговоры и офис ждать не будут!

 Но это ладно. В конце концов, директор вовсе не обязан нанимать себе профессионала, так же как для постройки дачи никто не обязан нанимать себе профессиональных строителей. Это вопрос выбора. Был. До сегодняшнего дня. Что тоже было неправильно.

 Получалось, что для перевозки людей, (не тещи, которая сама решает доверить ли себя любимую зятьку с утра, с бодуна), людей, которые априори считают водителя профессионалом и которые вовсе не собираются рисковать собой, достаточно было уметь жать на газ и знать по-русски два слова: «платим» и «проезд». Любой водитель мог либо «бомбить» и быть вне закона, либо получить патент на извоз и легально работать таксистом. Тоже плохо. Черт его знает, к кому садишься в машину. И доедешь ли.

 Решили навести порядок! И как всегда ударились в другую крайность.

 Теперь у нас все водители будут профи! Да еще с разрядом!!!

 Что это значит? А значит это, для категории «В» в частности, что он кроме отличного управления автомобилем, еще научится чисто специальным вещам:

 • Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления;

 • Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом,

 • Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

 • Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов

 • Профессиональная надежность водителя

 • Устройство транспортных средств

 • Экономическая эффективность автомобильных перевозок.

 То есть, по мысли наших альтернативно одаренных законодателей ВСЕ ПОГОЛОВНО, ВКЛЮЧАЯ ВОДИТЕЛЕЙ МОПЕДОВ и КВАДРОЦИКЛОВ, должны пройти профессиональное обучение (См. закон «О безопасности дорожного движения», ст. 26 п.1.)

 А поскольку профессиональное обучение согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» предполагает приобретение профессии, всем понятно, что оно чем-то должно отличаться от обучения просто. Иначе, зачем его называть профессиональным?

 Но чем должно отличаться профессиональное обучение от просто обучения, никто толком не знает! Да еще профессионального стандарта на профессию водитель автомобиля в природе нет (кстати, на профессию «водитель трамвая, троллейбуса» профессиональный стандарт есть). Вот и начали впихивать в Примерные программы черт-те что, лишь бы было похоже на профобучение!

 И получилось, что теоретически, окончив автошколу по категории «В» любой недоросль готов немедленно начать работать в такси. Или объявить себя таксистом-частником – индивидуальным предпринимателем. Даже на мопеде. Ну как же! У него же Свидетельство водителя-профессионала! 4-го разряда! Не тыр-тыр! Водительского удостоверения, правда, еще нет. Но кто на такие мелочи обращает внимание?! Так же как и на то, что я, например, не хочу работать по найму. У меня просто квадроцикл для адреналина по проселкам. И зачем мне все эти специальные знания? Нет, говорят мне, должен пройти профессиональную подготовку! По полной программе! Спасибо, что не программе подготовки космонавта.

 

Все это было бы смешно, если бы не было так глупо.

Новости