Ассоциация автошкол Удмуртской Республики

Новый регламент: первые впечатления, первые вопросы.

Мы с вами, уважаемые коллеги, долго ждали новый Административный регламент по приему экзаменов. И вот наконец-то нам предоставили для ознакомления его проект, который я пока что только бегло пролистал, но у меня уже возникли некоторые вопросы. Думаю, что сейчас выскажу не только свое впечатление от документа, но и мнение большинства инструкторов и преподавателей нашего города.

 Давайте внимательно посмотрим на предлагаемые упражнения.

 Для начала возьмем категорию А.

 Сразу же возникает вопрос: как выполнять упражнение «Скоростное маневрирование»? Для него нужно, чтобы места на площадке было не менее 90 метров в длину. А если взять за основу, что наши автодромы - размером 0,24 га (минимум), то сразу становится понятно, что его выполнение создаст определенные трудности. Видимо, создатели документа задумывали увеличить минимальные размеры площадок. Сложный и спорный вопрос по категории А только площадка и в город самостоятельно учиться…

 Что можно сказать по другим категориям? Повторю, что это только первое, беглое прочтение.

 Общая фигура, которая есть, наверное, в каждой категории, это остановка и начало движения на подъем. Раньше, при его выполнении не было понятно, где сделать остановку в конце упражнения. В новом регламенте это всё указано: по съезду с горки у нас коридорчик длиной метр, где автомобиль и должен остановиться. Довольно-таки сложная задача, но с этим вопросов нет.

 Дальше в регламенте фигура, которая называется по-разному. Здесь написано - «разворот в ограниченном пространстве», то есть, как бы дается некий двор, в котором надо развернуться. В нашей стране правостороннее движение, и все развороты на дороге мы делаем из левого положения, через левое плечо. А здесь почему-то решено сделать разворот так, как он делается в странах с левосторонним движением. Зачем? Почему? То есть, что-то тут навыдумывали и непонятно, для чего такое вообще нужно. Если уж разработчики регламента хотели сделать хорошее упражнение, то логично было бы вернуть так, как было раньше: посередине ворота, в которые ты заезжаешь, нужно построить траекторию движения для разворота, применить задний ход и выехать в те же ворота. Такое существовало еще в советской школе. Так почему бы не заглянуть в старые упражнения и не использовать то полезное, что там было? Но нет. Складывается впечатление, что создатели упражнения просто посмотрели, как в английских школах учат делать разворот на дороге, и содрали «как есть». И получилось как всегда.

 Смотрим дальше. Появилось два упражнения, скорее всего пришедших от автоматизированных автодромов, потому что у них есть такие фигуры - «левый-правый поворот в коридоре» и «змейка», - тоже некий закругленный коридор, где надо совершить левый-правый поворот . Бесспорно, определенное прикладное значение эти фигуры имеют. Но наше мнение таково: оставить «змейку», только сделать ее в коридоре поменьше и обязательно - возврат задним ходом. «Змейка», по сути, это базовое упражнение, при помощи которого кандидат в водители учится выстраивать траекторию движения. «Змейка» вообще имеет такую особенность: она как бы «накапливает» ошибки (как на дороге). Если в первом повороте использовать неоптимальную траекторию, то уже со вторым получаются определенные трудности, а в третий кандидат в водители просто не попадает. Как раз задачу выстраивания правильной траектории «змейка» и решала. Я, кстати, помню времена, когда «змейку» уже убирали. Так вот, когда у кандидатов в водители этого упражнения не стало, тогда по нашим наблюдениям около 80% начали заваливать с первого раза автодром. «Змейка» помогала учиться вращать рулевое колесо тем, у кого нет тренажеров, помогала выстраивать траекторию, боковой интервал, контролировать дистанцию. Потом упражнение вернули, и ситуация поменялась с точностью «до наоборот»: большинство автодромы сдают с первого раза. Теперь же, с очередным её исчезновением из регламента, я уверен, что сдача экзамена опять ухудшится. Для легкового автомобиля, да и для грузовиков напрасно убрали «змейку» в том виде, в котором она была. Ведь ничего выдумывать в принципе не нужно, а если хочется усложнить задачу – включи секундомер.

 Дальше. Появилась новая фигура, очень хорошая, и я обеими руками «за» неё. Она называется «Постановка автомобиля на стоянку. Въезд в бокс». Та фигура, что раньше была, она в реальной обстановке в основном применяется тогда, когда водитель заезжает в гараж. А на дороге чаще всего мы поворачиваем от края проезжей части, заезжаем на стоянку. Так вот, сделали по факту неплохую фигуру: полоса движения, водитель должен остановиться на полосе движения и с угла 90 градусов заехать назад.

 Оставили нам и параллельную парковку (что касается категорий В, В1, С1, D1 и CD). Но тут такой момент: автобус (категория D) никогда в жизни параллельных парковок не делал, если только в гараже ему припарковаться. Он на свою остановку задним ходом, в общем-то, не заезжает. Так что, для автобуса имело бы смысл сделать параллельную парковку передним ходом, чтобы он умел маневрировать заезжая в карман остановки.

 Дальше: посмотрите на упражнение по категории СЕ, С1Е: с угла 90 градусов надо поставить машину под погрузку (на стоянку). Почему не указано, какой должен быть прицеп? Если российский (а я думаю, что большинство прицепов в автошколах – российские), то у него сцепное устройство – обыкновенный фаркоп, и с таким прицепом задача серьезно усложняется. А право на перезаезд (маневр) у кандидата в водители отсутствует.

 Еще спорный момент: параллельная парковка с прицепом. Мне очень хотелось бы посмотреть на тех, кто это нарисовал, чтобы они продемонстрировали сами, как они в параллельную парковку будут загонять прицеп. Я сам очень долго работал на грузовике, и с прицепом много ездил. Могу сказать, что большинство погрузочных площадок, как правило, под прямым углом, либо надо заезжать под небольшим углом. А чтобы параллельная парковка где-то была, – такого не припомню. Считаю, что создатели документа здесь явно перемудрили. Я думаю, что для кандидата в водители, то есть человека, который еще только пытается научиться, чтобы потом работать, это упражнение будет камнем преткновения. Впрочем, поживем – увидим.

 Еще одна фигура тоже для грузовика – передним ходом заехать для погрузки-выгрузки. Да, сложное упражнение, но это нужно уметь делать и задним ходом. Кстати, финские водители-дальнобойщики, когда им приходится делать сложный подъезд задним ходом, для безопасности перецепляются к прицепу передней частью автомобиля.

 Любопытное наблюдение: я специально посмотрел в свой архив, какие фигуры были раньше на экзаменах. Так вот, по факту получается, что одни убирают, другие добавляют. Проходит какое-то время, опять какая-нибудь модернизация, и снова: те, что убрали, – восстанавливают, те, что есть, – убирают.

 Вообще, любые маневры, которые потом делаются на дороге, нужно выполнять на время, потому что необходимо уметь маневрировать быстро, быстро принимать верное решение из-за высокой интенсивности реального транспортного потока.

 Ну а для профессионалов, для тех, кто конкретно собирается работать на грузовиках, – для них фигур должно быть больше. Допустим, раньше в ДОСААФе, где многие из нас и начинали работать, те ребята, которых готовили в армию, делали 16 фигур - «косогоры», «платформа», «ворота» и так далее. Их учили делать упражнения, реально необходимые в жизни. Почему-то НАШУ РОССИЙСКУЮ ПРАКТИКУ забыли, а жаль.

 Все мы ждали, что регламент примут 4 марта, а теперь получается – снова ждать. Такой важный документ для всех автошкол выдали только в проекте, и тот сырой. Размеры упражнений есть, а где формулы для корректировки размеров в зависимости от габаритов автомобиля? Может быть, я повторюсь, но это мнение мое и нашего коллектива: есть фигуры, которые великолепно подходят для проверки умений кандидатов в водители, а есть упражнения, которые, мягко говоря, удивляют.

 Скажу еще пару слов по экзаменам.

 Возьмем сдачу в городе. С одной стороны, экзаменатор должен подавать однозначные команды на выполнение маневра. Задачу задает человек с учетом своего видения дороги, и не выполнить ее нельзя. С другой стороны, вот конкретный пример: начинаю выполнять разворот на перекрестке. Ситуация меняется не в пользу безопасности маневра. Прекращаю разворот, уезжаю налево, разворачиваюсь вне перекрестка и возвращаюсь выполнять поставленную экзаменатором задачу. Таких примеров много, а результат, как мне думается, будет не в пользу кандидата.

 С теорией тоже не все ясно. Для чего эти повторы? По нашему мнению - должно быть 20 вопросов, но без права на ошибку. Практика показывает, что хорошо подготовленный ученик, даже самый медленный, решает их максимум за 10 минут.

 Мне кажется, что обсуждение такого важного для всех документа должно быть действительно всеобщим и влиять на конечный результат. А не так, как это сделано сейчас: показали нам регламент, ну пообсуждаем мы его, а толку? Не слишком верю, что от этого что-то изменится. Скорее всего, оставят так, как есть, хотя в нем много неясного как для нас, так и для сотрудников ГИБДД.

Новости